Верховным правителем Японии являлся император. Уже в VIII веке в сознании японцев прочно укрепился принцип легитимности императорской власти. То есть император, и никто другой может быть главой государства. В конечном счете, именно это позволяло держать народ в относительной покорности.
Высшая государственная власть в Японии принадлежал Государственному совету, выполнявшему функции правительства. Непосредственные управленческие функции в Совете осуществляли два министра, опирающиеся в свою очередь также на советников. В правительстве находилось 8 ведомств (двора, культа, складов и финансов, верховных дел, гражданских дел, церемоний и чинов, военных и публичных дел).
Японский феодальный класс не был однороден. Его верхушку составляли:
-правивший Японией сегун и его род (Токугава). В тот период в Японии устанавливается новая форма правления – сёгунат – своеобразная форма военной диктатуры, при которой власть сосредоточена в руках сёгуна – «великого полководца». Система сёгуната с некоторыми перерывами просуществовала с 1192 по 1868 год. Новый военно-бюрократический аппарат назывался «бакуфу» (правительство).
Эпоха Токугава (1603-1867) была эпохой внутреннего мира. Такого длительного периода без войн, который воцарился в Японии с приходом к власти дома Токугава, не знала ни одна другая страна.
Характерной чертой сёгуната стало сохранение императора как номинального главы государства, обладающего некоторыми представительскими и церемониальными функциями. Императору отводились все причитающиеся по рангу почести, однако реальной политической силы у него не было. Главной функцией императора было отправление религиозных обрядов. Забегая вперёд, можно сказать, что до сих пор в Японии, в отличие от Китая, не признаётся смена династий, считается, что правит клан, установившийся ещё в VI веке.
Сёгунский период является важным компонентом для понимания специфики японского госаппарата. Сёгун, военный правитель, не пошёл на низложение императора, потому что в этом случае возникло бы подозрение в нелегитимности новой власти. Теперь создалось двоевластие: император и сегун. Разумеется, эти два титула не были равноправными в глазах японцев – в данном случае речь идёт о политической ситуации. Император стал править в Киото, а сёгун создал свою столицу в Камакура. Двоевластие было юридически закреплено указом императора 1205 года, согласно которому все апелляции невассалов сёгуна надлежало направлять в Киото на рассмотрение экс- императора. Черты абсолютистского правления сёгунат приобретает лишь в XVII- XVIII веках, когда при третьем сёгунате Токугава (1603-1867) происходит ужесточение методов управления, создаётся полицейский аппарат, земли феодалов («даймё» - «большое имя») конфискуются государством.
-вассалы сегуна, а также полузависимые от центральной власти князья (даймё).
-известное под названием самураев мелкое дворянство владело сравнительно небольшими земельными участками или же вовсе не имело земли, существуя на выделяемый сеньорами рисовый паек или на доходы от занятий торговлей, интеллигентными профессиями и т.п.
В это время наиболее законченные формы приобретает сословное деление, скреплённое законом и властью сёгуна, выраженное формулой «си-но-ко-сё»: самураи, крестьяне, ремесленники, торговцы.
У самураев была одна важная привилегия – они и только они могли занимать административные и военные должности. Исключительно самурайским занятием была военная служба. В дворянском сословии самураев имелось две группы – высшая и низшая. Высший слой делился на:
«фудай-дайме» - занимали все административные посты при сегуне, в том числе при его правительстве «бакуфу»
«тодзама-дайме» - внешние князья, отстраненные от дел управления.
В Японии существовали фактическое прикрепление крестьян к земле и полная зависимость от феодала. Уплачиваемая крестьянином продуктовая рента достигала 60-80% урожая. Помимо нее существовали денежная рента и отработки. Система пятидворок связывала крестьян круговой ответственностью, круговая порука была и в самой японской семье: брат отвечал за брата, отец за детей и т.д. В городах существовали феодальные цехи и купеческие гильдии. Цеховые и гильдийские уставы регламентировали не только производство товаров, но и личную жизнь своих членов.
Теги: сословия